Менестрели XXI века

Мысленно перенестись на несколько веков назад и воочию увидеть, как вы-глядели музыкальные инструменты эпохи Ренессанса и Барокко, услышать, как они звучали в руках менестрелей… Кто бы не мечтал о подобном? 

Жителям и гостям курорта представилась уникальная возможность погрузиться в культурное прошлое Европы. В городском музее открылась выставка старинных музыкальных инструментов. Ее посетители стали зрителями и слушателями акустической презентации, демонстрирующей возможности средневековых предшественников скрипок, гитар, виолончелей и контрабасов.

Экспонаты этой выставки: виола да гамба, античный авлос и кельтская арфа, шаманский бубен и иранский даф, японский сямисэн и индийская саранга - хорошо знакомы (как ни странно) не меломанам, а ценителям старинных живописных полотен. Изображения этих музыкальных инструментов часто встречаются на картинах и гравюрах прошлых веков. На протяжении нескольких столетий все они в руках мастеров эволюционировали, обретя со временем вид и звучание современных источников мелодий. Скрипки, гитары, виолончели - прямые потомки старинных инструментов менестрелей и придворных музыкантов. Казалось бы, данный акустический пласт истории растворился в течении времени, но это не так. Звучанием изящных средневековых предметов искусства можно насладиться и в наши дни. 

Благодаря серьезной исследовательской работе современные мастера и реставраторы раскрывают тайны звучания музыкальных раритетов и воссоздают по старинным чертежам и художественным полотнам точные аналоги инструментов эпохи Барокко и Ренессанса. Один из таких умельцев - Даниил Демченко. Основная часть представленных в экспозиции городского музея восстановленных инструментов - результат его увлечения. 

О каждом экземпляре он может рассказывать долго и с любовью, поясняя, какой из экспонатов послужил прообразом того или иного музыкального инструмента, но на сей раз его слушателей ожидал куда более впечатляющий сюрприз - максимальное погружение в представленную эпоху. 

Вместе с единомышленниками и сокурсниками - студентами Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакого Анной Строжевской и Ростиславом Демченко - Даниил подготовил акустическую презентацию собственных авторских инструментов. 

Тихим дождливым летним вечером залы городского музея заполнились удивительными мелодиями, изданными несколько веков назад и исполненными на музыкальных инструментах, чье звучание, казалось бы, забыто навсегда. 

Теплое, мягкое по тембру, ни на что не похожее пение старинных струнных и смычковых органично переплеталось с голосами ребят, представивших экспозицию. При этом манера исполнения старинных романсов и колыбельных также была особенной. И дело тут вот в чем: в Средние века особо ценились контртеноры. Мужчины пели высокими оперными голосами, переходящими на фальцет. Подобная техника исполнения была популярной до конца XVIII века (особенно во время эры Барокко), так как женщинам запрещалось петь в церквях и оперных театрах, а во многих произведениях значились «высокие партии», неподъемные для диапазона обычных мужских тембров.

Старинные инструменты обладают камерным звучанием, в больших залах они, наверное, потерялись бы на фоне современных завсегдатаев оркестровых ям, но в небольшом помещении городского музея их звуки поражали слушателей особой яркостью, выразительностью, удивительной эмоциональной окрашенностью и (это удивительно, но) почти человеческим диапазоном. 

Каждый экспонат выставки отличался и своим неповторимым тембром, и индивидуальными чертами. Так, к примеру, у старинных скрипичных колковая коробка, венчающая гриф, традиционно выполнялась в форме улитки, а виолы старинные мастера украшали резными головками животных или прекрасных дам. Эту же технику воспроизвел в своих работах Даниил Демченко. 

В то же время мастер признался, что обстановка этого зала музея усложняла демонстрацию акустических возможностей его произведений. И дело тут вот в чем: жильные струны, которыми оснащены прабабушки и прадедушки современных гитар, скрипок, виолончелей и контрабасов, плохо приспособлены к повышенной влажности, а ее уровень во время представления был достаточно высоким. Здесь стоит отметить, что желающих послушать музыку Средневековья оказалось немало, акустическая презентация собрала аншлаг, поэтому окна зала были распахнуты настежь, свои коррективы внесла и дождливая погода. В результате музыкантам после исполнения каждого произведения приходилось снова настраивать инструменты. Это немного увеличивало время презентации и значительно подогревало интерес посетителей выставки. 

К слову, и публика подобралась особенная, выставка собрала настоящих знатоков и ценителей музыкальных раритетов, привнеся в презентацию атмосферу тепла, доброжелательности и уюта. В завершение творческого вечера зрители не упустили возможности пообщаться с музыкантами и автором воссозданных музыкальных раритетов и задать им интересующие вопросы.

Елена АРСЕНЬЕВА

Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Следственным отделом ОМВД России по Курганинскому району завершено расследование уголовного дела в отношении 37-летнего местного жителя по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ.
Отдел МВД России по Курганинскому району
«Без нас скучала бы планета!» - Газета Свет маяков Александр Владимирович Гомодин и Евгений Николаевич Шутов вручили заслуженные награды работникам культуры нашего района (фото автора).
Газета Свет маяков
Читает семья - читает страна - Газета Свет маяков На празднике Неделя детской и юношеской книги каждый школьник сделал для себя потрясающее открытие, выступив в роли артиста (фото автора).
Газета Свет маяков